«Была подчеркнута важность возобновления полномасштабного двустороннего сотрудничества по всем направлениям, представляющим взаимный интерес», — говорится в публикации, появившейся 24 января на сайте президента Украины. Но главное вынесено в заголовок: «Президент пригласил посетить Украину нового президента Бразилии».
Между тем, «Немецкая волна» уже после победы Болсонару называла его «правым экстремистом». Нет, отставной капитан воздушно-десантных войск не состоял в неонацистских организациях, а шесть раз избирался в парламент от умеренно консервативных реформистских партий (Христианско-демократической, Прогрессистской, Реформистко-прогрессистской, Бразильской трайбалистской, Партии либерального фронта), а президентские выборы в прошлом году выиграл как глава Социал-либеральной партии. Вопрос в публичных заявлениях Жаира Болсонару.
В 2016 году, голосуя как депутат парламента за импичмент президенту от левой Партии трудящихся Дилме Руссефф, Болсонару посвятил свое волеизъявление Карлушу Алберту Брильянте Устре, который во время военной диктатуры (1964-1986 годы) лично замучил около 40 оппозиционеров. Он называет пытки «законной практикой» и требует снижения возраста уголовной ответственности. С обсуждением последнего на телешоу был связан громкий скандал, когда в 2003 году ведущая Мария ду Розариу (позже ставшая депутатом парламента от Партии трудящихся) назвала Болсонару «насильником», в ответ на что он заявил, что она «так уродлива, что даже не заслуживает быть изнасилованной». Наконец, в 2011 году в телешоу он сказал: «Я предпочту видеть своего сына мертвым, чем геем».
Добавим к этому мнение Болсонару, что потомки рабов из Африки — жирные лентяи и что африканцы сами продавали себя в рабство. К этому высказыванию присоединился его помощник, генерал в отставке Антониу Амилтон Мартинс Моран, заявивший в 2017 году: «Мы унаследовали инертность от коренного населения, а жульничество — от африканцев».
Безусловно, лично Болсонару к пыткам отношения не имеет, но подобные заявления в стране, где, только по официальным данным, жертвами военной хунты были признаны 357 убитых и около 20 тысяч подвергшихся пыткам левых активистов, выглядят откровенно человеконенавистническими. Не случайно в ходе предвыборной кампании 2018 года мэйнстримные СМИ не только Бразилии, но и США и Европы именовали Болсонару не иначе как правым радикалом. Однако этот кандидат смог победить. Почему?
«Последователи Болсонару видят в нем мифического героя, который должен предотвратить покраснение бразильского флага и превращение страны во вторую Кубу или Венесуэлу, — объясняет «Немецкая волна». — Болсонару, который словам предпочитает жесты, наглядно демонстрирует свои намерения, нанося удары по кукле в виде бывшего главы государства Лулы да Силвы (президента в 2003-2010 годах от Партии трудящихся. — Авт.) или изображая пальцами пистолет, как бы стреляющий в его «левого» противника».
Да, это куда более правый политик, нежели Порошенко. Скорее, учитывая гомофобные взгляды Болсонару и его борьбу против уроков сексуального просвещения в школах, а также публичные угрозы в адрес политических оппонентов, его можно было бы сравнить с Александром Турчиновым, если бы тот вел себя в эпатажной манере Олега Ляшко.
Сразу же после своей победы Болсонару стал кумиром для украинских ультраправых, которые с 2014 года считают новую власть лишь имитирующей национализм, популяризируя даже на футболках лозунг «Хунта будет!». Панегирические статьи бразильского политика одна за другой начали появляться в конце 2018 года на интернет-ресурсах украинской партии «Национальный корпус». Интересен содержавшийся в них месседж — вот видите, даже в Бразилии, которую десятилетиями считали левой страной и где победу правых сил считали невероятной, победил такой кандидат! То есть и на Украине у пока малопопулярных правых радикалов есть перспектива…
Судя по всему, приглашение Болсонару на Украину должно привлечь к Порошенко, как предполагает он и его окружение, голоса националистического электората, с которым украинский президент заигрывал весь прошедший год (и социологи действительно зафиксировали сдвиг его популярности в сторону правых избирателей), причем на этот раз — с его крайне правым крылом.
Интересный момент: одна из организаций, представленных на этом самом крайне правом фланге — «Традиция и порядок» — выросла на основе прямо апеллировавшего в 2014-2015 годах к итальянскому фашизму «Реванша». «Реванш» прямо призывал к военному перевороту в стране и был главным зачинщиком штурма Верховной Рады 14 октября 2014 года. После того как у его членов начали находить на квартирах оружие и гранаты, организация произвела ребрендинг и ушла в сторону христианского консерватизма (благо, ее лидер Богдан Ходаковский до того был сторонником действующего в похожей нише «Братства»* Дмитрия Корчинского).
Преобразованный «Реванш», который несколько лет назад распространял плакаты, где на лбу Петра Порошенко, Арсения Яценюка и Владимира Гройсмана красовались красные точки от лазерных прицелов, теперь сделал своей культовой фигурой для подражания не Степана Бандеру или Симона Петлюру, а Павла Скоропадского, осуществившего 29 апреля 1918 года военный переворот на Украине. Гетманская булава — символ этой организации, а годовщина военного переворота — дата их главного смотра сил. И за последние пару месяцев «Традиция и порядок», действовавшая только в Киеве и Харькове, вдруг резко начала прирастать новыми отделениями: 28 ноября 2018 года был объявлен набор в ряды открытого в Полтаве представительства движения, 1 декабря — в Кривом Роге (Днепропетровская область), 13 декабря — в Луцке (Волынская область), 20 января — в Броварах (Киевская область).
Этот момент меня заинтересовал, и я навел справки. Оказалось, что «Традицию и порядок» сейчас тесно опекает советник президента Юрий Бирюков. Последний известен тем, что курирует целый ряд нестандартных заметных проектов правого спектра — например, «проукраинских русских националистов» во главе с Александром Нойнецом с сайта «Петр и Мазепа», до 2014 года являвшихся украинской редакцией российского националистического «Спутника и погрома».
Кстати, «Традиция и порядок» тоже в последние дни взяла на щит образ Болсонару, пропагандируя его как идеального военного диктатора, побеждающего левых. Учитывая, что организацию опекает сейчас советник Порошенко, это может свидетельствовать о том, что, с одной стороны, идея военной диктатуры в духе Скоропадского все более импонирует окружению украинского президента, а с другой — что победивший на выборах в Бразилии отставной вояка стал для украинских ультраправых живым воплощением их давней идеи «Хунта будет!».
* Организация запрещена в России Верховным судом РФ.